Дорога к самостоятельности — как помочь ребенку адаптироваться к садику и начальной школе

Кажется, совсем недавно наши малыши встали на ноги, делая первые, осторожные шажки. И вроде бы только вчера прозвучало долгожданное: «мама!». А сегодня – уже пора идти в детский сад, а завтра – школа, о которой даже страшно подумать…

адаптация к условиям детского садаКак бы ни было страшно доверять кровиночку чужой заботе, детский коллектив – первый порожек на дороге к самостоятельности. Разумеется, каждый любящий родитель мечтает, чтобы эта дорожка была гладкой, но это не значит, что малыша нужно вести по ней за руку. Миссия родителей полагает не в том, чтобы оградить и уберечь, а чтобы научить ребенка преодолевать препятствия. Самостоятельно. А это значит – помочь адаптироваться к переменам и подготовить ребенка (да и себя тоже) к предстоящим новшествам.

Что же такое адаптация?

Адаптация (в переводе с лат. adapto – приспособляю) – это механизм, выработанный в результате эволюции, благодаря которому все системы организма, не смотря на изменения условий существования, поддерживают устойчивость, необходимую для развития и продолжения жизнедеятельности человека.

С момента первого посещения садика, каждый ребенок переживает 3 кризиса:

1. психологический — малышу предстоит осознать свою самостоятельность, привыкнуть к разлуке с мамой;
2. иммунологический – иммунная система организма ребенка должна адаптация в садуадаптироваться к новым условиям существования;
3. социальный – приспособиться к требованиям системы, новому режиму, правилам поведения, жизни в коллективе.

Для неподготовленного малыша период адаптации может быть тяжелым испытанием. Дети становятся замкнутыми, плаксивыми, тревожными, агрессивными. Объясняется это просто – ребенок не чувствует себя в безопасности. Привыкнув к одной обстановке и постоянным, родным лицам, он не может понять, как себя вести в новой ситуации, где много чужих, незнакомых детей, а вместо мамы – воспитательница. Его привычный мир, где он – центр внимания семьи, рушится.

И организм, испытывая неудовлетворение базовой потребности в защите, реагирует соответствующе – появляется нервозность, раздражительность, болезни. Чтобы поход в детский сад не превратился в испытание, нужна постепенная подготовка.

И задача родителей – продумать и обеспечить организму ребенка крепкую основу для предстоящей адаптации.

Подстроиться к новому режиму дня

Смена привычного режима – дополнительный стресс и одна из главных причин, почему ребенку сложно привыкнуть к детскому садику. Узнайте распорядок жизни в садике и постепенно перестройте ребенка к новому режиму. Разумеется, такой переход должен быть плавным и незаметным, поэтому начинать придется минимум за месяц-два до первого похода в садик.

Наладить сон

Позаботьтесь, чтобы ребенок как следует высыпался не только за время дневного сна, но и ночью. Норма сна для малыша – 10-11 часов ночью, 2-3 часа днем, при этом период непрерывного бодрствования не должен превышать 6 часов. Даже если дневной сон затянулся, старайтесь придерживаться четкого времени «отбоя», не делая поблажек на выходные. Длительное недосыпание – причина невротических отклонений, ухудшения аппетита и пониженной сопротивляемости организма различным инфекциям.

Важен и момент пробуждения: если ребенка разбудить в фазе глубокого сна, он может капризничать целый день, быть вялым или наоборот — агрессивным. При правильном режиме, ребенок должен просыпаться сам, но если этого не происходит, лучше разбудить малыша пораньше и дать минут 5-10 понежиться в кроватке до полного пробуждения.

Становимся самостоятельными

Если вы начнете приучать малыша к горшку и самостоятельному одеванию за неделю до садика, да ещё и пугая его предстоящей «взрослой жизнью», будьте готовы к тому, что ребенок будет подсознательно сопротивляться такой ускоренной подготовке, и ваши усилия, скорее всего, останутся без результата.период адаптации в детском саду

Приучать нужно постепенно, в ненавязчивой игровой форме. Поиграйте в детский сад. Вы с малышом – в роли воспитателей, а куклы и мягкие игрушки пусть будут детками. Одевайте, гуляйте, кормите «детей», укладывайте малыша спать вместе с «детским садиком».
Усаживайте ребенка за общий стол, подавайте пример для подражания, приучайте к правильному обращению со столовыми приборами. Приучайте малыша самостоятельно обходиться в туалетной комнате или своевременно сообщать о желании взрослым. Позаботьтесь, чтобы одежда ребенка была свободной, без сложных застежек, шнуровок и заклепок. Крупные кнопки и липучки – наилучший вариант.

Чем лучше развиты навыки самостоятельности – тем меньший дискомфорт будет испытывать ребенок в новом коллективе.

Учимся воспринимать все новое с оптимизмом

Даже если во дворе у вашего малыша много друзей, выходите два-три раза в неделю на новые детские площадки, скверы или парки отдыха, где есть большое скопление детей. Научите малыша знакомиться, превратите поход в маленькое увлекательное путешествие, заинтересуйте ребенка, чтобы все новое воспринималось с положительными эмоциями. Вполне достаточно будет простых совместных игр на 5-10 минут: поиграть мячиком, порисовать мелками, подуть мыльные пузыри или запустить воздушного змея.

Приглашайте малышей с родителями к себе и ходите в гости с ребенком. Малышу будет полезно привыкать к играм в новом, непривычном помещении, и контактировать с другими детьми: делиться своими игрушками, просить чужие, учиться общению и совместным играм. Кроме того, такое тесное общение с детками – хорошая закалка для иммунной системы.

Главное – не переусердствовать и не настаивать, если малыш не желает общаться с другими детьми – некоторые дети начинают контакт с наблюдения. Учтите, что ребенок до 2-3 лет не испытывает прямой потребности в общении со сверстниками. Ему более интересны взрослые, как партнеры по играм и пример для подражания. Поэтому рекомендуется начинать привыкание к детскому садику именно в этом возрасте. Малыша легче заинтересовать, отвлечь от момента исчезновения мамы новой игрушкой, он доверчиво относится к воспитателю и быстро привыкает к «временной замене» мамы.

После 3-х лет дети начинают обращать внимание на перемены в привычном укладе жизни, а вот через какую призму он будет смотреть на мир – доброжелательного оптимизма или настороженного пессимизма – во многом зависит от родителей, от их реакции, мировоззрения и восприятия нового.

Спокойствие, только спокойствие!

Посетите садик заранее. Понаблюдайте вместе с малышом, как гуляют детки, играют в игры, слушают воспитателя. А после – периодически напоминайте ребенку о веселом детском коллективе.

Во время прогулки – посетите свою группу, познакомьте с воспитателем, разрешите немного поиграть с детьми. Если реакция ребенка положительная, следует заинтересованность развивать. Для начала оставьте малыша на час, затем – до дневного сна. Медработник или психолог дошкольного учреждения вас ознакомит с графиком адаптации и поможет определить готовность малыша к более длительному пребыванию в садике.

В этот период, ребенок переполнен эмоциями, поэтому следует оберегать его от переизбытка новых ощущений: организуйте малышу полноценный отдых, не засиживайтесь допоздна, не записывайте на новые кружки или секции, всегда забирайте его в оговоренное время. Расспрашивайте о времени, проведенном в садике, с неизменным положительным интересом, восхищайтесь новыми впечатлениями и первыми самостоятельными достижениями малыша. Уделяйте ему больше внимания, целуйте, обнимайте и постоянно напоминайте, какой он молодчина и как сильно вы им гордитесь.

Разрешите ему брать с собой любимую игрушку, пусть «кусочек дома» придает уверенность и поможет смириться с расставанием с мамой. Придумайте свой «ритуал прощания», к примеру, три воздушных поцелуя, дать «пять» или помахать платочком. Не затягивайте расставание и не выказывайте малышу свою неуверенность и нежелание его оставлять. Ваше главное оружие – спокойствие.

Наладьте контакт с воспитателем – она расскажет с точки зрения взрослого, как ребенок провел день, насколько быстро адаптируется, легко ли находит общий язык с детками и когда придет время полноценного «рабочего» дня для малыша.

И одно из главных правил адаптации: никогда, ни при каких условиях не пугайте садиком. Фразы типа «будешь плохо себя вести, отведу обратно в садик!», «пойдешь в садик, я от тебя отдохну!», « не будешь слушаться, из садика не заберу!» — формируют в сознании ребенка понятие садика, как ужасного места, которым наказывают.

Ура! Свершилось! Но…

Ребенок ходит в садик с удовольствием, и все самое сложное, кажется, осталось позади. Но тут начинает бунтовать иммунная система. Постоянный контакт с детьми, большое количество чужеродных микроорганизмов, большая эмоциональная нагрузка не могут остаться без реакции иммунитета. Не стоит переживать о внезапно обнаружившейся болезненности ребенка. Это – естественная реакция организма, именно так и формируется иммунитет.

На этом этапе задача родителей – поддержать и укрепить силы организма крохи. Гуляйте в любую погоду, закаливайте, не превращайте ребенка в «капусту», увлекаясь чрезмерным утеплением. И не забывайте о профилактике. К сожалению, грипп и простуда – обычное дело в детском коллективе. Распространяются вирусы воздушно-капельным путем, и проникают в организм детей мгновенно, без особого сопротивления.

Исключить болезни в период адаптации нереально, но можно уменьшить вероятность осложнений и сократить длительность болезни, повысив иммунный барьер организма.
иммунная программа«Иммунная программа»- эффективная, надежная и безопасная помощь для детского организма. Иммуноглобулины и растительные компоненты, входящие в состав «Иммунной программы», укрепляют иммунитет, обеспечивают организм ребенка витаминами и микроэлементами, безо всякой химии и антибиотиков, способствуют быстрейшему выздоровлению и являются наилучшей природной профилактикой.

Многие предпочитают прививать детей, чтобы обезопасить на время адаптации от различных вирусных заболеваний. Но стоит ли перегружать нервную систему ребенка ещё и стрессом в виде укола? Да и возможные последствия от прививок, сводят к нулю всю эффективность подобной защиты. Курс «Иммунной программы» — хорошая (а главное – безболезненная и безопасная!) альтернатива прививкам. Негативных последствий от применения препаратов, в состав которых входит природный колострум, микроэлементы и витаминный комплекс на основе вытяжек растений не наблюдалось, а вот поддержку для организма они оказывают ощутимую.
Помогите ребенку справиться и с иммунным кризисом, как преодолели психологический и социальный.

Первый раз – в первый класс

С одной стороны, адаптация к школе проходит легче и быстрее. Ребенок, активно посещающий детский сад, уже довольно самостоятелен, имеет навыки общения и взаимодействия с детским коллективом, знает, что такое школа, и не боится расставания с родителями. Но с другой стороны, школа – новый коллектив, новые болезни и новые нагрузки для иммунной и эмоциональной системы малыша.

Львиную долю времени теперь занимает не игра, а учеба. Ребенок сталкивается с необходимостью концентрировать внимание на протяжении целого урока. Все это оказывает мощное воздействие на организм.

Признаки, свидетельствующие о том, что привыкание к школе проходит с трудом:

— нежелание ребенка рассказывать о школьных делах;
— появление раздражительности, бурных эмоций, истерик, не свойственных ранее;
— появление различных ухищрений, придуманных, чтобы пропустить занятия адаптация к школе(«забыть» учебники, «заболеть»);
— нарушение концентрации внимания (не запоминает рассказ учителя, забывает записать задание, делает нелогичные ошибки);
— «активный протест» — нарушение дисциплины, демонстративное игнорирование учителя, ссоры с одноклассниками;
— «пассивный протест» — невнимательность, подавленное настроение, нарушение аппетита, нежелание общаться со сверстниками в школе, замкнутость;
— тревожность, плаксивость, беспричинный страх, жалобы на головную боль, бессонницу.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Превратите процесс подготовки к школе в увлекательную игру.
Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, учебники, портфель, организуйте «домашнюю» парту для выполнения заданий. Выбирайте то, что нравится ребенку. Пусть подготовка к школе вызывает положительные эмоции, а купленные предметы будут об этом напоминать. Такой ритуал снизит тревожность, сделает новый неизведанный мир школы более понятным, знакомым и нестрашным для малыша.

Установите правильный распорядок дня:

1. Сон – не менее 11 часов (при этом желательно, чтобы ребенок спал и днем, час-полтора после школьных занятий);
2. Старайтесь больше времени уделять физическим упражнениям. Утренняя зарядка на 10 минут, 2-3 часа прогулки на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий укрепит организм и повысит сопротивляемость болезням;
3. Обеспечите ребенку правильное, сбалансированное питание. Обязательно включите в рацион продукты, богатые глюкозой, белками, легко усваиваемыми правильный распорядок дняуглеводами, витаминами и микроэлементами: свежие овощи и фрукты, сухофрукты, орехи, мед, мясо, рыба, печень, каши, молочные и кисломолочные продукты. Ограничьте количество жирной, жареной и копченой пищи. Не забудьте о витаминизированных напитках: компоты, свежевыжатые соки, морсы, домашний лимонад;
4. Хотя на протяжении первой половины учебного года детям не должны задавать заданий «на дом», на практике получается все наоборот. Ребенок многое не усваивает и зачастую приходится решать и заново проходить школьный курс вместе с родителями. Домашние задания следует выполнять не дольше часа непрерывной работы. Далее – обязательный перерыв на 15-20 минут, после чего можно вернуться к нерешенной задаче;
5. В течение первого полугодия желательно не записывать малыша на новые кружки и секции – у него и так достаточное количество новых нагрузок и впечатлений;
6. Ограничьте время, проводимое ребенком за компьютером и просмотром телевизора – лучше больше времени проведите на свежем воздухе, поиграйте или почитайте интересную книгу.

Не забывайте об играх

Ребенок уже стал школьником, но это не означает, что он автоматически повзрослел. Игры со сверстниками ему остаются куда интереснее тетрадок. Не стоит ограничивать ребенка, ведь игра – это своеобразный способ познания мира, возможность применить на практике новые знания, полученные в школе. Поддержите «игровую деятельность» малыша, предложив ему новые интересные игры на школьную тематику.

Помогите иммунной системе

Большие умственные и физические нагрузки, новый коллектив, стрессы и переживания – все это снижает естественную защиту, сопротивляемость организма ребенка вирусам и бактериям. В период адаптации и новых знакомств для первоклассника очень важно именно непрерывное посещение школы. Стоит только заболеть, сделать недельный перерыв – ребенок моментально возвращается к «домашнему» образу жизни и все предстоит начинать заново.

На помощь придет «Школьная программа здоровья», которая не только способствует укреплению защитных сил организма, а и поможет ребенку справиться с интеллектуальными и физическими нагрузками, повысит концентрацию внимания и ускорит процесс выздоровления при гриппе и простудах.

В состав программы входят 4 препарата, созданных на основе природных компонентов и микроэлементов:

«Элемент 1. Формула баланса плюс» – содержит уникальный комплекс из молозива, который станет мощной поддержкой для иммунитета ребенка и повысит сопротивление вирусам. А витаминный комплекс и природные микроэлементы школьная программаобеспечат высокую работоспособность, устранят возбудимость и раздражительность, успокоят нервную систему, помогут преодолеть стресс и справиться с высокими умственными нагрузками.
«Марина-Плюс» — сбалансированный комплекс природных микроэлементов для устранения йододефицита, улучшения работы щитовидной железы, стабилизации эмоционального фона, улучшения концентрации, памяти, внимания;
«Минералайф» — способствует правильному физическому развитию ребенка: укрепляет костно-хрящевую, мышечную ткань, зубную эмаль, устраняет симптомы железодефицита. Оказывает сосудоукрепляющее и иммунностимулирующее воздействие на организм;
Чай «Борей» — незаменимое средство при лечении заболеваний, профилактики гриппа и простуды. Обладает антисептическим и потогонным воздействием, снимает отек носоглотки, облегчает дыхание, смягчает сухой кашель, ускоряет отхождения мокрот при влажном, восполняет недостачу витаминов в организме.

Как видите, помочь малышу адаптироваться к новым условиям жизни, не так уж и сложно. Главное – начинать подготовку заблаговременно, чтобы перемены стали новым захватывающим приключением, а не резким переходом в другую реальность.

Комментарии закрыты.